B-2
SPIRIT
Стратегический бомбадировщик.
Стратегический бомбардировщик В-2 относится к третьему поколению американских
малозаметных самолетов. Первое представляет Локхид SR-71, второе - Локхид
F-117, четвертое - Макдоннелл-Дуглас А-12, пятое - истребители Нортроп
YF-23 и Локхид YF-22. В-2, не является "невидимкой", потому что существуют
системы, способные его обнаружить. Но все же малая заметность самолета
обеспечивает высокую вероятность его выживания в боевых условиях.
В-2 выполнен по схеме "летающее крыло" и не имеет вертикального оперения.
Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные
на концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых
сплавов с широким применением углепластиков с бисмалеимидной и полиимидной
матрицами, обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными
связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный
титановый кессон, расположенный в передней центральной части корпуса и
в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые
консоли крыла, не имеющие сужения.
Толщина монолитных титановых панели кессона достигает 23 мм. Ряд титановых
элементов изготовлен с применением сверхпластического формования и диффузионной
сварки. Некоторые титановые панели обшивки — самые длинномерные в американской
авиации. Например, панели промежуточных секций корпуса в зоне отсеков двигателей
имеют размеры 0,31х3,6x6 м, в три раза большие по сравнению с ранее применявшимися.
Консоли крыла, равные 19,8 м, - небывало длинномерные композитные конструкции.
Форма В-2 в плане образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать
все отражения в горизонтальной плоскости в нескольких основных узких секторах.
Используется "четырехлепестковая" схема: параллельные передние и задние
кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси и отсеков двигателей,
а также обечаек воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре
основных сектора отражения (по два сектора с передней и задней полусфер).
С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий
и плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиловидную радиопоглощающую
конструкцию с сотовым заполнителем, используются радиопоглощающие покрытия.
Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее стреловидность - 33°. Задняя
кромка имеет форму двойного W, внешняя точка излома находится примерно
на полуразмахе. Крыло имеет сверхкритический профиль.
Четыре двигателя установлены попарно по обеим сторонам центральной
части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности
сопла двигателей выполнены плоскими. Этому же способствует организация
изотропного рассеяния падающих волн благодаря плавному сопряжению элементов
конструкции и минимальному числу выступающих элементов. Щели на внешних
поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее
расположение.
Экипаж - два человека, размещающихся в герметической кабине. Рабочее
место каждого оснащено полным комплектом органов управления. В кабину поднимаются
по складной лестнице через отсек передней стойки шасси. В отсеке шасси
находится кнопка запуска двигателей и включения основных бортовых систем,
использующихся при взлете по тревоге.
Остекление кабины из четырех многослойных панелей обеспечивает обзор
в горизонтальной плоскости 200°. Панели имеют слой с фотореакционной способностью
и становятся светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва.
Золотосодержащее покрытие остекления не дает пройти через него радиолокационному
излучению. Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.
Топливные баки находятся в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных
секций корпуса. Сверху фюзеляжа за кабиной экипажа расположен приемник
системы дозаправки топливом в полете от самолетов К-135 и КС-10.
Система управления полетом электродистанционная цифровая квадруплексная
с быстродействующими приводами. Имеет четыре вычислителя и сохраняет работоспособность
при двух отказах. Система воздушных сигналов малозаметная, с 20 датчиками
давления.
В комплекс бортового оборудования входит навигационная подсистема NSS,
включающая инерциальный блок IMU фирмы Кирфотт, связанный с астроинсрциальным
блоком AIU фирмы Нортроп. Есть восемь многофункциональных цветных индикаторов
на ЭЛТ - по четыре для каждого летчика. На самолетах серии 20 будет установлена
спутниковая навигационная система.
|