F-117
Многоцелевой ударный самолет.
Одно из наиболее перспективных направлений развития военной авиации
- создание "невидимок". Применение средств и методов уменьшения заметности,
известных за рубежом под обобщающим названием техника "стелс" (от "stealth"
- скрытость), предусматривается практически во всех новых программах боевых
самолетов. Но ее использование, понятно, зависит от целевого назначения
машины F-117 Nighthawk- первый в мире самолет, концепция боевого использования
которого полностью основана на возможностях техники "стелс".
F-117 - это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный
прежде всего для ночных высокоточных атак особо важных целей в ходе автономных
одиночных вылетов. Он может также использоваться для тактической радиоэлектронной
разведки районов, прикрытых средствами ПВО противника F-117 радикально
отличается от машин предыдущих поколении.
Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило место высокоточному
оружию Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается нс столько
бронированием, сколько скрытостью полета.
F-117, впервые взлетевший в 1981 r , долгое время держался в тайне,
поскольку на нем впервые применена новая малоотражающая форма и его основной
секрет - внешние обводы. И только 21 апреля 1990 года состоялась его первая
публичная демонстрация.
Малая заметность F-117 позволяет самолету осуществлять полет над территорией,
прикрытой средствами ПВО противника, на повышенной высоте. Это улучшает
осведомленность летчика о тактической обстановке, облегчает поиск наземных
целей на большой дальности и обеспечивает более отвесную траекторию бомб,
а это повышает точность бомбометания и увеличивает проникающую способность
боеприпаса. Возможность полета не на предельно малой высоте повышает также
эффективность лазерной подсветки цели для собственных управляемых бомб.
По свидетельству лиц, видевших в 1990 г. полеты, F-117A обычно осуществляет
крейсерский полет на высоте 6100-7600 м, затем снижается до высоты 600-1525
м для повышения точности бомбометания. Оно производится с горизонтального
полета, и его точность около 1м.
F-117 - самолет с низкорасположенным крылом, V-образным оперением и
надкрыльными воздухозаборниками двигателей. Широко используются фасеточные
формы, которые обеспечивают основную долю (90%) снижения ЭПР. Прежде всего
это относится к фюзеляжу, имеющему необычную пирамидальную конфигурацию.
Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции,
пять панелей остекления имеют многослойное электропроводящее золотосодержащее
покрытие для предотвращения РЛ облучения внутрикабинного оборудования и
снаряжения летчика.
Крыло большой стреловидности, трапециевидное, со скошенными фасеточными
законцовками, имеет двухлонжеронную конструкцию. Кабина одноместная с обзором
только вперед. За ней, сверху фюзеляжа, есть приемник системы дозаправки
топливом в полете, который подсвечивается ночью с помощью фары, размещенной
в выступе сверху кабины летчика. Самолет неустойчив по тангажу и рысканию,
и поэтому используется сложная система обеспечения искусственной устойчивости.
С 1991 г. по программе ОСПР устанавливается автомат тяги. Система воздушных
сигналов имеет четыре ПВД на штангах фасеточной формы в носовой части машины.
Датчики угла атаки убирающиеся. Автопилот обеспечивает полет по запрограммированному
маршруту. Автомат тяги позволяет самолету выйти на рубеж применения
оружия с точностью до нескольких секунд.
Применена также оптоэлектронная система навигации, обнаружения и сопровождения
целей.
Первые широкомасштабные операции с использованием F-117 развернулись
во время войны с Ираком в 1991 году. Самолеты выполнили 1271 вылет и сбросили
2000 т бомб с лазерным наведением. Генерал-лейтенант Ч.Горнер, командующий
ВВС многонациональных сил в зоне Персидского залива, заявил, что малозаметные
самолеты типа F-117А и В-2 и в будущем будут незаменимы в локальных чрезвычайных
конфликтах.
|