ТУ-95МС
Стратегический бомбадировщик.
Работы по созданию межконтинентального (т е. способного, взлетев с советских
аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета ў носителя
ядерного оружия, получившего заводской шифр И95К (самолет ИВК) начались
в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе предварительных исследований
для нового бомбардировщика рассматривались различные варианты силовой установки
ў ТРД, ТВД, их комбинации. Окончательный выбор был остановлен на схеме
с четырьмя турбовинтовыми двигателями мощностью по 12.000ў15.000 л с. Самолет
предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе
(дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400
км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками ў 32.000 км.) На
первом опытном экземпляре бомбардировщика, самолете И95-1К, бьло решено
установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором, И95-2К ў двигатели
ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500 л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика И95-1К состоялся 12 ноября 1952 г (командир
корабля ў А.Перелет). В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет
потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, И95-2К, совершил первый полет
16 февраля 1955 г (командир ў М Нюхтиков). В ходе государственных испытаний,
проводившихся в 1955ў1956 гг, на этой машине при взлетной массе 167 200
кг была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для самолетов
с винтовыми движителями) и практическая дальность (т. е дальность с АНЗ
и сбросом нормальной бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута)
15 040 км. Для сравнения, техническая (т.е. чисто расчетная, до полной
выработки топлива) дальность американского реактивного стратегического
бомбардировщика Боинг В-52В ИСтратофортрессК, также совершившего первый
полет в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг, составляла
11 530 км, а максимальная скорость ў 957 км/ч. В августе 1955 г в Куйбышеве
был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от самолета
Ї95-2ю фюзеляжем, удлиненным на 2 м. Максимальная взлетная масса серийных
Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая дальность полета ў 12 100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных
более мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и имевших максимальную
взлетную массу 182.000 кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч, практическая
дальность ў 13 200 км, а техническая дальность ў 16.750 км (американский
аналог В-52Е выпуска 1957 года имел максимальную взлетную массу 204.100
кг, техническую дальность 12 300 км и максимальную скорость 960 км/ч).
В 1955ў 1958 гг. в Куйбышеве на заводе П18 был построен 31 самолет Ту-95
и 19 ў Туў95М. В дальнейшем все бомбардировщики Ту-95 были доработаны до
уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю до середины 80-х годов, после
чего часть их была переоборудована в учебно-тренировочные самолеты Ту-95У,
использовавшиеся до начала 1990-х. Для военно-морского флота в 1962 году
был создан разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, принятый на вооружение в 1966
году (выпущено 53 самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается стратегический разведывательный
самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки.
Этот самолет стал первым из семейства ИдевяностопятыхК, получившим систему
дозаправки топливом в полете типа ИшлангўконусК. Четыре Ту-95МР эксплуатировались
до второй половины 80-х, после чего были переоборудованы в учебные Ту-95У
(в настоящее время утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность
использования его в качестве носителя управляемых снарядов класса ИвоздухўповерхностьК.
11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное постановление,
в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать на базе
бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Туў95К для ракетного комплекса
К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности Х-20, входящая
в комплекс, разрабатывалась в ОКБ А.Н. Микояна. Она размещалась под фюзеляжем
самолета в полуутопленном положении и предназначалась для поражения как
наземных, так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 г., а 6 июня
1957 г. с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября
1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше, в марте
1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся
до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов
было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины
80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ,
а остальные ў утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела
к уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М) на 2000
км. В связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить ракетоносцы
системой дозаправки топливом в полете типа ИшлангўконусК, уже отработанной
на стратегических бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля 1961 г начались
летные испытания самолета Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника,
установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему
наземной заправки топливом. В 1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев
Ту-95КД (до 1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была доработана
до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена модернизация
БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение Ту-95КМ. Машины
получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету Х-20М с максимальной
дальностью пуска 600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались поисковые работы по оснащению
Ту-95КМ ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему
наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп, а также
стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись, и первый
переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь 30 октября 1973
г. В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс
был официально принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ ИРадугаК под руководством генерального конструктора
И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных стратегических
авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового оружия был
предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший обозначение
Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса значительный вклад принадлежит
ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС рассматривался в качестве альтернативы
более сложному и дорогостоящему многорежимному бомбардировщику Ту-160,
также оснащенному КР. В дальнейшем было принято решение продолжать работы
по программам параллельно.
Первоначально предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками,
каждый из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных
ПУ. Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой
объем доработок заставили конструкторов ограничиться одним грузоотсеком
на шесть ракет. Бомбардировщик получил, также, усовершенствованные, более
экономичные двигатели НК-12МП с новым приводом более мощного генератора
переменного тока. Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант
Ту-95М-55, предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977
г. и завершилось в июле 1978 г. 31 июля модернизированный самолет совершил
первый полет. В дальнейшем он активно использовался для испытаний КР. В
1978 г. на ММЗ ИОпытК приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М
в полноценный ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и
вооружения. Работы были завершены в сентябре 1979 г. Самолет, получивший
обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981
году новый ракетоносец запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе,
а в 1983 году его производство было переведено в Куйбышев. Строились две
модификации бомбардировщика-ракетоносца ў Ту-95МС-6 с ракетным вооружением,
размещенным в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески
(выпущен 31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески
(57 самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек
АМ-23 было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению
кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п. В
дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских договоренностей
по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты были стандартизованы
под вооружение варианта Ту-95МС-6. Серийное производство Ту-95МС продолжалось
до начала 1992 г. В настоящее время в ВВС России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6
и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23 самолетами располагает Украина (в 1998
году началась их утилизация, ведутся переговоры о передаче России части
самолетов). В 1989 году на серийных Ту-95МС было установлено 60 рекордов
скорости и высоты полета с грузом. В 80-х годах в СССР были начаты работы
по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения, предназначенного
для замены самолетов Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический
кризис в России и обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов
привели к замедлению работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы
авиационной техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи
модернизации существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее
время ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной
усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами
нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать
малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими
КР. Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах
подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа. Предполагается,
что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95 сохранятся
на вооружении ВВС России до 2010-х годов.
Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС ИОбзорК.
На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО),
включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных
помех. В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй пилоты,приборные
панели которых снабжены обычными приборами с круговыми шкалами(основные
приборы аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление осуществляется посредством
штурвалов,каждый летчик имеет свои РУД(кроме того двигателями может управлять
и бортинженер).По центру приборной доски расположена панель управления
автопилотом.Между сиденьями летчиков начинается конвейер-транспортер,служащий
для аварийного покидания самолета в воздухе.Непосредственно за пилотами
расположен бортинженер(справа)и радиооператор(слева).За бортинженером находится
небольшой камбуз с плитой,за радиооператором-химический туалет. Далее по
левому борту распологается оператор вооружения,справа находится запасное
откидное кресло.Непосредственно за входным люком спиной к летчикам сидит
штурман.
Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
стреловидным крылом большого удлинения. Крыло - стреловидное свободнонесущее
трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4 хорд - 35З, удлинение -7).
Оперение оснащено антиоблединительной системой. Руль высоты и руль поворота
снабжены гидроусилителями, в корневой части руля высоты имеется триммер.
Экипаж из семи человек размещается в двух гермокабинах. Катапультные кресла
отсутствуют.
Серийное производство приостановлено в 1992 году. В настоящее время
идут работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и вооружением.
|